<<< на главную # другие новости # к другим публикациям # карта сайта
# Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. #

Без света

ej.ru, 15 сентября 2006, 14:59. Елена Афанасьева


На канале «Домашний» закрыли программу «В круге света». Кажется, закрыли.

Об этом, сославшись на собственные сведения, сообщил сегодня «Коммерсант», уточнив, однако, что официального заявления руководства канала и «СТС Медиа» не последовало. Пока я пишу этот текст, Алексей Венедиктов составляет план следующего субботнего выпуска «В круге света», не зная, выйдет ли программа одновременно в теле и радиоэфир или появится только в радийной версии. Венедиктов говорит, что «радио будет всегда», а насчет телевидения ему «за четыре дня никто не позвонил», и советует звонить не «актерам», а режиссерам. Но телефоны основных руководителей «СТС Медиа» упорно «находятся вне зоны действия сети» или просто не отвечают.

Выросшее из «Эха Москвы» ток-шоу Светланы Сорокиной и Алексея Венедиктова выдержало на канале для продвинутых домохозяек всего четыре выпуска. Но не отсутствие интереса этих самых домохозяек стало причиной столь скоропостижной телевизионной смерти программы. Рейтинги у передачи на гламурном канале были не ниже, чем у многообразных кулинарных шоу и проектов с переодеваниями замученных нашей жизнью женщин в не наши дорогостоящие вещи.

Так что не мнение зрителей, голосующих своими пультами, оказалось определяющим. По данным «Коммерсанта», акционерам компании «СТС Медиа» (одним из основных является «Альфа-Групп») не понравилось, что в прошлое воскресенье в эфире обсуждалась тема суда присяжных, что звучали упоминания о делах Ульмана и Буданова, а также шла речь о ситуации в Кондопоге. Участвовавшие в выпуске филолог Мариэтта Чудакова, адвокат Генрих Падва, а также сами Светлана Сорокина и Алексей Венедиктов со своим «кругом света», очевидно, не вписались в другой круг – круг исключительно домашних ценностей, который в последние годы столь упорно очерчивает для нас телевидение. Дом и семейные ценности важны, спору нет. И хорошо, когда телевидение тебе нормальную домашнюю жизнь показывает. Плохо, когда вместо легких гардин вешают на окна непроницаемые жалюзи и запрещают выглядывать из окон – вдруг что не то углядишь.

Для тех, кто внимательно наблюдает за российским телевизионным процессом, закрытие программы Сорокиной и Венедиктова неожиданностью не стало. Напротив, неожиданностью было решение главы «СТС Медиа» Александра Роднянского выпустить этих неодомашненных журналистов в эфир, пусть даже не основного канала СТС, а менее охватного «Домашнего».

Казалось бы, пару лет назад Роднянский уже наступил на похожие грабли, пытаясь создать на СТС ежедневный «неполитический» проект для уволенного с НТВ Леонида Парфенова. Тогда-то и выяснилось, что решения о запуске подобных «развлекательных» телепроектов у нас принимают не топ-менеджеры телекомпаний вроде Роднянского и даже не их акционеры, каковыми в данном случае являются Авен, Фридман и другие руководители «Альфа Групп», а много выше.

Один из руководителей консорциума тогда даже специально ходил в Кремль спрашивать у заместителя главы президентской администрации дозволения на запуск Парфенова в эфир, но высочайшее дозволение получено не было. И как бы ни старался потом Роднянский представить ситуацию как исключительно «внутреннее телевизионное дело», мол, «не смогли найти формат», но истинную подоплеку запрета в профессиональных кругах знали все. Оттого и выглядело довольно странным нынешнее решение о появлении в эфире «Домашнего» Сорокиной и Венедиктова, журналистов (в восприятии Кремля и тех же акционеров) еще менее гламурных и «домашних», чем Парфенов.

Глава «СТС Медиа» Александр Роднянский несколько лет назад переехал в Москву с Украины, где канал «1+1», совладельцем которого он является, долгие годы считался флагманом вполне политизированного телевидения. «1+1» даже называли «украинским НТВ» (в старом понимании) и роль этого канала и его создателя и владельца в политической жизни соседней страны всегда была велика.

В Россию Роднянский ехал с другими целями. Возглавив канал, а затем и холдинг, который еще до его появления был задуман как «первый развлекательный», талантливый телевизионный стратег Роднянский за минувшие четыре года сделал идею нарочито неполитического телевидения едва ли не самой популярной в стране. В многочисленных публичных выступлениях и в эфире СТС Роднянский успешно продвигал и продвигает идею телевидения частных ценностей. Эдакой фабрики грез, создающей телевизионные сказки для взрослых, моделирующей образ не реальной, а придуманной страны, которую пока из окна собственного дома не увидишь, страны, в которой хотелось бы жить.

Второй из входящих в структуру «СТС Медиа», канал «Домашний» еще больше сузил изначально заданное телевизионное пространство и предложил ориентацию даже не на идеальную страну, а на идеальный дом как на собственную крепость.

В частных разговорах Роднянский неоднократно говорил, что путь отношений телевидения и власти от любви до ненависти и в обратном направлении он уже проходил на Украине и повторяться ему не хочется. На Украине телеканал «1+1» некогда привел к власти президента Кучму, потом вынужденно стоял на стороне тогдашней власти в начале оранжевой революции, после, в пору майдана, устами появившегося в кадре самого Роднянского делал громогласные заявления, что отныне отказывается от полуправды и умолчаний (тем самым признавая, что до этого скрывал и умалчивал)…

Роднянский — украинский телевладелец свой путь отношений с властью прошел. Роднянский – российский телевизионный топ-менеджер, казалось бы, от этого пути намеренно увернулся. И стал заниматься телевидением, далеким от политики. Да вот незадача — снова выяснилась старая истина: если ты не занимаешься политикой, политика занимается тобой.

Быть может, и есть страны, в которых эта истина не работает, но Россия образца середины 2000-х к таким странам явно не относится. И помимо строго развлекательного телевидения существуют неразвлекательные интересы владельцев этого телевидения, которые напрямую зависят от политики. Оттого, наверное, и приходится президенту дистанцирующегося от политики медиахолдинга, гражданину другой страны Александру Роднянскому сидеть во время вполне политического послания президента России Федеральному собранию в Кремле. Оттого и приходится ставить программу двух известных ведущих в эфир не на СТС, а на «Домашнем». Оттого и приходится закрывать ее после первого же упоминания в эфире слов и идей, чуть более далеких от кухни, нежели то допускают интересы акционеров.

Идея дома как места, где не только шьют и пьют, но еще и хотя бы изредка задумываются о происходящем вокруг, на канале «Домашний» в его нынешнем виде явно провалилась. Далее явно последуют чисто технические объяснения о нестыковке радийного и телевизионного форматов и о прочих особенностях телевидения как бизнеса, которые и не позволили продолжать программу «В круге света». И, искренне верю, все эти объяснения так или иначе будут соответствовать истине. Но все же главная причина закрытия программы кроется в истине иной: в России 2006 года даже нарочито неполитическое телевидение полностью зависит от политики. А политика у нас одна. Увы…


Оригинал этого материала в «Ежедневном Журнале».

 


<<< на главную # другие новости # к другим публикациям # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта