<<< на главную # к другим публикациям # карта сайта
# Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. #

Обычный тяжело больной человек.

Кто-то вспомнил разрыв аневризмы у Громыко, а Черномырдин своё шунтирование.

Трибуна. 10.07.1999. № 127 Теленеделя с Александром Колесниковым

 

Повторы повторам рознь. По-моему, всех телезрителей мы, пишущие о ТВ, убедили, что ничего они до сентября нового не увидят. Отчасти так. Художественные фильмы, детективные сериалы, востребованные в который раз, еще можно пересматривать. Но повторы в других тележанрах действительно угнетают сознание. Наскочил на диалог уважаемых людей на канале "Культура". "Опера ведь демократическое искусство? " ― спрашивает известный искусствовед, доктор наук. "Самое демократичное", отвечает известный тенор.

 

Я был в шоке! Это об опере, самом на сегодня элитарном искусстве и самом буржуазном. Заказ билетов по Интернету, выкупание по кредиткам известных банков или клубным карточкам, листы ожидания, клановость, колоссальная инфраструктура вокруг специальные туры, ужины со звездами и пр.; я не говорю об эстетической изощренности самого оперного зрелища. Кто заставляет сейчас все лучшее и красивое обязательно приписывать народу. И все это я слушаю во второй раз.

 

Во второй раз НТВ показывает фильм Светланы Сорокиной "Сердце Ельцина" в своем уже более чем заметном цикле "Новейшая история". О нем я не раз высказывался задуман он, несомненно, людьми творческими и выполнен во всеоружии их фирменного стиля. А о фильме Сорокиной говорить раньше не приходилось. Понятно, что она переживает творческий расцвет: удивительно органично вписалась и преобразила "Героя дня", стала снимать фильмы.

 

Первый, кажется, о погибшей Галине Старовойтовой, был поверхностным и сентиментальным и произвел впечатление отрицательное. А вот "Сердце Ельцина" ― нечто иное. Меня давно не удивляет компания НТВ как компания, производящая по собственным рецептам телепродукцию. Она овладела неким творческо-технологическим циклом, когда чей-то замысел, идея (в данном случае Натальи Пятериковой) стилистически адекватно будет воплощена тут же (в данном случае Александром Левиным, НТВ-дизайном). Но меня удивило другое: смысловая наполненность этой изящной формы, что бывает, увы, не так часто, как хотелось бы.

 

Фильм собирает воедино очень популярную тему о здоровье вождей, тему, полную домыслов, сплетен, ибо многое закрыто от глаз общества, с одной стороны, в силу существования врачебной тайны, с другой в силу более высоких расчетов. Создан проблемный концентрат, сильнодействующее зрелище, не лишенное именно телевизионных манков: операционная, инструменты, коронарография, анестезиологи, кто-то патологоанатома вспомнил, кто-то разрыв аневризмы у Громыко. Один Черномырдин добродушно хохочет, рассказывая, как это было у него, и даже давая народное толкование сердечно-сосудистой системе человека схожа с газопроводной. Словом, все очень убедительно, динамично, как в сериале "Скорая помощь". Ведущая Светлана Сорокина, естественно, переодевается в одном эпизоде в операционную одежду, говорит с нами в маске (ох, и любят на НТВ такие штучки! ).

 

Но есть в ленте и главный, содержательный аспект, вернее, поиск ответа на волнующий вопрос: может ли нация становиться заложником бесконечной неизвестности, а то и прямой дезинформации? "Стандартный тяжелый больной" (так именуют президента России на своем языке врачи), едва придя в сознание, думает о возвращении себе полномочий и ядерного чемоданчика. Патологическое стремление к власти адекватно воле к жизни. При этом малая управляемость, импульсивность, о ней говорят врачи и близкие. И именно он сам решает, может ли дальше управлять страной. Из всех звезд НТВ Сорокина в наибольшей степени публицист. Она не выдерживает ровности тона Киселева, его известной отчужденности от событий, дистанции; не может она, по-моему, всерьез, по-парфеновски, рядиться в чужие исторические одежды и театральные костюмы. Холодности ума историка ей, наверное, не достает, ей важнее человеческие интонации, оттенки смысла. Что, впрочем, хорошо известно еще со времен ее пребывания в "Вестях". Но есть у нее счастливые моменты совпадений слова, сказанные и точно, и вовремя.

 

Публицистика быстро стареет, история сохраняет интерес к себе на века. "Новейшая история", сочиняемая на НТВ, компромиссно соединяет и то и другое. Между первым показом "Сердца..." и недавним ― меньше года. Повтор вполне успешен, видно, что ничего пока в теме не устарело.

 

И все же поиск чего-то нового в летний период очень проблематичен. И решил я вести его не внутри каналов, а, так сказать, интенсивно, "по горизонтали". Кстати будет вспомнить, что мир современного ТВ гораздо богаче, нежели первые пять-шесть кнопок. В эфире минимум в два раза больше каналов, которые просто таковыми не считаются. Новое российское телевидение взлетело на политической теме и. конечно, на новостях. Кто их не имеет, вроде как неполноценны. Что вовсе неправильно, "окно в мир" может быть специализированным в мир науки, культуры, спорта и пр. Причем специализация не обязательно тематическая. Она в наличии того. что называют "лицом" или обликом.

 

Каналы, о которых мы вспомнили, забиты кинофильмами разного качества чуть не на все сто: средств на обеспечение самостоятельного творчества не хватает. Но видно, как и они стремятся к созданию собственных программ. Более других на этом пути продвинулся REN-TV. Все заметнее 35-й канал, или ТНТ. У него есть "Национальный интерес" (ведет Дмитрий Крылов) и "Момент истины" Андрея Караулова, преображенный из диалога в ток-шоу. Присутствие интересных людей Владимира Семаго, Алексея Симонова, Владимира Познера, Михаила Сеславинского заставило посмотреть программу. Обсуждали принятие телевизионным сообществом России Хартии телерадиовещателей. Выяснились интересные вещи документ, на который возлагались большие надежды, имеющий некий очистительный смысл, не так уж езоговорочно принимается некоторыми профессионалами. Познер не знает, зачем он нужен, Симонов выражается неопределенно.

 

Происхождение Хартии в целом хорошо известно. В виду угрозы думского закона Станислава Говорухина о нравственности на ТВ, телевизионщики быстро-быстро составили красивую бумагу и предъявили обществу: вот, смотрите, мы сами выработали кодекс корпоративной нравственности и не донимайте нас вашими полукоммунистическими инициативами. Документ содержит важные пункты о достоверности информации, о защите прав граждан, о языке, о действиях, несовместимых с нормами цивилизованной журналистики. Все серьезно. Острота проблемы вроде бы снята. Но так только кажется. Это хартия-зонтик. Охранная грамота. На ТНТ искали момент истины, и моментов оказалось много. А общий итог один вопрос открыт, ибо толкуется слишком многозначно, в соответствии с разным пониманием долга, пользы и зрительских пристрастий.

 

 


<<< на главную # <<< к другим публикациям # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта